Глава вторая. Бахчисарай


     До Бахчисарая мы добирались часа четыре. Ехали не спеша, чтобы успеть налюбоваться из окна прекрасным видом. Интересно было наблюдать как изменяется пейзаж.  Сначала мы ехали по степи. Постепенно начали появляться сперва небольшие холмики. Затем холмы становились все выше и выше. Это была первая гряда Крымских гор.
   Затем нашему взору предстали горы во всем их величии и красе.  Мы как зачарованные смотрели в окна. Трудно простыми словами описать все наши чувства.
    В долинах раскинулись персиковые и виноградные сады. Лавандовые поля выделялись среди буйной зелени огромным сиреневым пятном. Мы остановились возле поля, вдохнули его аромат и, не удержавшись, сорвали веточку лаванды. Ее запах стоял в машине еще несколько дней.

     Вдоль дороги росли алыча и грецкий орех.
     Проезжая мимо какого-то села, купили у местных ребятишек абрикосы. Фрукты были спелые, сочные, и мы с большим удовольствием поедали их по дороге.
    Наконец приехали в Бахчисарай. Удивительный и своеобразный город, в котором гармонично сочетаются культуры разных народов.
    Побродили по центральным улочкам, посидели в ресторанчике, набрались сил. Потом отправились посмотреть на Свято-Успенский монастырь и на Чуфут-Кале.
    Успенский монастырь возник в конце VIII - начале IX вв. и был центром православия в Крыму.В середине XIX в. Монастырь был восстановлен, его стали называть Успенским скитом. Во время первой героической обороны Севастополя 1854-1855 гг. в кельях, гостином дворе размещался госпиталь. Умерших от ран хоронили на монастырском кладбище и напротив скита,  внизу, где до сих пор сохранились надгробья. Успенский скит был закрыт в 1921 г.
    У меня еще сохранились воспоминания пятнадцатилетней давности, когда я в студенческие годы приезжал в Бахчисарай. Очень хотелось посмотреть, какие произошли изменения.
      Да, время не стоит на месте. Все течет, все меняется.
      Монастырь сильно расстроился. Если тогда площадь монастыря была сравнительно небольшой и находилась внизу, у подножия горы, то теперь он стал гораздо больше. Построили современную часовню на склоне горы, на том месте, где раньше в скале была пещерная церковь с колоннами и остатками росписи.

     Интересным было и то, что на противоположной от монастыря стороне, где раньше монахи тоже прорубали себе для жилья пещеры, появились так называемые "дідові хатинки". Занял кто-то пещерку, заложил одну стену кирпичами, прорезав дверь и окна, и живет себе. Хозяйством обзавелся - огородом, живностью разной.
    Стали мы дальше подниматься по бетонной дороге. На протяжении всего пути стояли лотки со всевозможными сувенирами: поделками из дерева и камня, бусами, брелками, игрушками, национальными татарскими шапочками, платками, туфлями, сумочками и еще со всякой всячиной. Мы, конечно же, накупили себе разных побрякушек на память. А самому младшему купили большой деревянный меч. То-то было радости!

      Мимо нас проходили большие экскурсионные группы. Краем уха мы прислушивались к  рассказам  экскурсоводов.  (Да, к слову, туристов за целый день здесь бывает очень много, можно даже сказать толпами ходят. Поэтому лучше приходить сюда ближе к вечеру, когда движение поменьше.)
     Недалеко от входа в древний город я увидел большой щит, на котором было написано: "Древнее гидротехническое сооружение". Это меня заинтересовало. Подойдя поближе, увидел вход, возле которого сидели два, по-видимому, экскурсовода. Рядом на стене прилагался план сооружения и несколько фотографий.
    Сооружение было открыто совсем недавно. Исследователи караимских легенд узнали, что некогда существовал потайной колодец, начинавшийся из подвального помещения боевой башни. Начали проводить раскопки. В результате была сначала обнаружена галерея, длиною больше 100 метров и шириной 2 метра, которая под небольшим углом вела вниз, к колодцу. Позже был разрыт еще один вход, но уже вертикальный. Оба эти входа соединялись в конце, возле колодца. Глубина колодца составляет 45 метров. По стенам колодца вниз вел пологий винтовой спуск с редкими ступенями, заканчивался он двумя большими продолговатыми углублениями - водосборными  ваннами. На нижнем витке спуска сохранилась часть каменного ограждения, на стенах - ниши для светильников. Также были обнаружены надписи на арамейском языке и латыни, рисунки людей, четырехконечных крестов.
    Кто, когда и для чего создал это сооружение - на эти вопросы ученые пока не могут ответить. Исследование только началось.
    А пока сооружение оборудовали для туристов: над входом установлено специальное укрытие, на всем протяжении винтового спуска оборудованы защитные металлические перила, налажено электроосвещение.

     Да, чуть не забыл, при проведении раскопок был обнаружен клад из более чем четырех тысяч серебряных и золотых монет.
     Цена экскурсии по гидротехническому сооружению составляет 15 грн.
     На экскурсию я не пошел. Страшновато  мне стало. Не-ет, ребята, такие развлечения не для меня.
К древнему городу подошли по дороге, вымощенной камнем. Вход в город  - через южные ворота. Подойдя, я был неприятно удивлен, увидев охранника. Оказывается, что теперь вход в город платный - 20 грн. с носа,  (а раньше-то все было бесплатно. Заходи, кто хочет). Можно только представить, сколько денег они за день выручают!
    Теперь немного истории. Чуфут-Кале (в переводе  "Еврейская крепость") предположительно был основан в X-XI веках. Потом он был захвачен татарами и переименован   в Кырк-Ор (сорок укреплений).     Захватив город, татары истребили мужчин-воинов,

остальных обратили в рабство. Позже татары поселили здесь караимов-ремесленников, и вскоре город стал крупным торгово-ремесленным центром юго-западного Крыма.
      С конца XV века столицей Крымского ханства стал Бахчисарай, а старая крепость превратилась в  место заточения многих видных государственных деятелей, попавших в плен к крымскому хану.
    С середины XVII века татары покинули Кырк-Ор; там остались жить только караимы, занимавшиеся торговлей и ремеслом, отчасти земледелием и скотоводством.  Город стали называть Чуфут-Кале. К середине XIX века из города ушли последние жители.
    Город обнесен оборонительной стеной, в которой проделаны бойницы. Напротив ворот в скале вырублены пещеры, расположенные в несколько ярусов. От ворот и вдоль стены ведут несколько узких пешеходных улиц, по которым можно выйти к большой рыночной площади. Большинство строений разрушено. Возле развалин мечети находится хорошо сохранившийся мавзолей Джаныке-ханым, а также несколько жилых домов. Еще сохранились кенасы - караимские молитвенные дома и старое караимское кладбище. Вообще, в городе было раньше много интересных сооружений. Говорят, что здесь находился монетный двор. Монеты чеканили из серебра с добавлением меди, их называли "гнилой деньгой". Также здесь была первая Крымская типография.
   
В целом экскурсия мне понравилась. Мы вдоволь нагулялись по городу, налюбовались прекрасным видом долин.
     Теперь нужно возвращаться и искать место для ночлега. Один наш знакомый, который возит в Крым экскурсионные группы, посоветовал нам остановиться в селе Баштановка, дал номер телефона женщины по имени Светлана. У нее можно разбить палаточный лагерь на несколько дней. Территория охраняется, можно оставлять вещи и оттуда уже ездить на разные экскурсии.
    Поговорили по телефону с хозяйкой. Выяснилось, что у нее сейчас никто не гостит и мы можем спокойно пожить несколько дней.
     Удача! Едем!

Предисловие/ Оленевка/ Бахчисарай/ Баштановка/ Севастополь/ Тепе-Кермен/ Алупка/ Судак/ Коктебель/ Заключение
Успенский монастырь
Дідова хата
Древний город
Чуфут-Кале. Фрагмент стены