Глава пятая. Тепе-Кермен
     Сегодня мы идем еще в один пещерный город  под названием  Тепе-Кермен. Опять договорились, что вести нас будет проводник. Его зовут Миша. Это младший брат Олега (помните нашего проводника на Качи-Кальон?).  Чтобы не тратить даром время, мы подъехали на автобусе до села Машино. А дальше уже пешком. Путь предстоял очень долгий и трудный.
    Немного истории. Тепе-Кермен - это крепость на вершине горы. С VI по XIII века здесь находился большой пещерный город с развитой цивилизацией. Ученые насчитали более 250 пещер, которые располагались на склоне горы в несколько ярусов и различались по своему предназначению. Город был стратегически удобно расположен. Со смотровых площадок на вершине просматривались все склоны горы, так что враг не мог пробраться незамеченным.

Миша рассказал нам легенду, в которой говорилось про принца по имени Тепе и его возлюбленной девушке, жившей в соседнем городе на горе Кыз-Кермен (в переводе Девичья крепость). Города связывал между собой мост. Жители этих городов вели активную торговлю. Но однажды, принц Тепе заподозрил свою любимую в неверности. Они поссорились и началась война. Девичья крепость была уничтожена, мост был разрушен. Такая  вкратце история.
     К подножию горы шли через лес. Нас окружали дубы, буковые деревья, алыча, лесной орех, кизил. Еще одно интересное растение встретилось нам по пути. Оно называется дьявольский орех. Про него мы также услышали легенду. Когда-то очень давно, когда Бог только-только сотворил нашу землю, и произошла эта история. Всем лесным жителям Бог раздавал деревья. Кому дуб, кому осину, кому березу. Последним явился Дьявол и сказал: "Ты раздал деревья всем тварям. Чем я хуже? Мне тоже нужно дерево". И Бог подарил Дьяволу дерево. Но оно было не простое. Весной дерево расцветало самым первым, и очень долго стоял этот цвет.  Плоды же созревали поздно осенью, самыми последними. А пыльца его цветков оказалась ядовитой. Если она попадает на кожу, то появляется раздражение, которое очень сильно чешется и долго не проходит. Вот такая легенда. Выводы делайте сами.
     Опять возвращаюсь к своему рассказу. На Тепе-Кермен можно подняться несколькими тропами. Одна из них вьется по крутому склону почти вертикально. Это самая короткая тропа, но очень тяжелая и опасная. Нам она не подходит, потому что с нами идут дети. Мы выбрали более долгую и пологую тропу, которая приведет нас на другой склон горы. Нужно очень долго идти по дороге сначала через поле, потом с небольшим наклоном, через лес. В некоторых местах тропа тоже поднимается почти вертикально. Но это совсем небольшие участки и пройти их не очень-то уж и сложно.
Есть, оказывается еще одна тропа, о которой проводник сразу умолчал (не знаю, может захотелось нас помучить). Она находится на территории заповедника. Тропа идет через лес. Очень ровная и пологая. Мы по этой тропе спускались. Какое-то подсознательное чувство указало нам путь. При спуске, дойдя до развилки, как-будто екнуло что-то. А давайте-ка пойдем налево. И не прогадали. Путь назад был очень легким и приятным. Но не будем забегать вперед.
     Мы шли не спеша, часто останавливались отдохнуть в тени деревьев. Сын нашел себе длинную толстую палку и пользовался ей как посохом, чтобы легче было подниматься.  Вокруг росло много можжевеловых кустарников. Воздух, пропитанный можжевеловым запахом, особенно полезен.
Я чувствовал себя великолепно. Энтузиазма и сил у меня было много. Я понял: горы - это моя стихия. Они заряжают меня энергией. Только здесь я почувствовал себя свободным, независимым. Я частица этих гор, мелкий камушек, один из миллионов таких же камней, но в то же время все эти скалы, ущелья, долины, леса - частица меня самого. Это мой мир.
     Наконец мы подобрались к нижнему ярусу пещер, так называемым нижним пещерам. Пещеры нижнего уровня использовались в основном для хозяйственных нужд. В них держали скот. Это видно по специальным выбоинам в стенах, за которые привязывали животных. Пещеры второго уровня жилые. Они состоят из нескольких помещений, соединяющихся между собой. В них уже есть окна, в стенах и полу продолблены ниши для хранения различной утвари, а так же скамейки. В потолке проделаны специальные отверстия-дымоходы. Жилые пещеры соединяются между собой многочисленными лестницами и переходами. Не смотря на 35-градусную жару, в пещерах очень свежо и прохладно. А я обнаружил одну дальнюю пещеру, в которой был жуткий сквозняк и холод. Еще я обратил внимание, что пещеры невысокие, примерно 1,60  - 1,65 метров. Нам приходилось сильно наклоняться, чтобы туда войти. Из этого можно сделать вывод, что жители города были небольшого роста. Позже мои предположения подтвердились, когда я увидел захоронения. Видели мы большие емкости, где собиралась и хранилась дождевая вода. Проводник Миша рассказал, что когда-то в глубине горы было подземное озеро. Из него люди и набирали воду. Со временем озеро иссякло. Кто знает, правда это или нет. Ученые до сих пор спорят. Ведь осталось еще много разрушенных и неизученных пещер. Может они-то  и вели вглубь горы, к озеру - источнику жизни.

Верхние пещеры предназначались для обороны. Это пещеры с узкими окнами для стрельбы из лука и для метания камней. Из них хорошо просматривались горные склоны. В верхние пещеры можно попасть только по лестницам, спустившись с плато. Обойдя верхний ярус, мы обнаружили пещерный христианский храм, очень интересный и необычный. На стенах сохранились кресты и греческие надписи. В помещении церкви мы также обнаружили прорубленные могилы. В одной из этих могил недавно нашли человеческие останки. Мы своими глазами увидели в могиле кости, правда  они были почти полностью завалены камнями.
     Еще раз поднявшись на плато мы забрались на смотровую площадку со сторожевым камнем. Какой нам открылся вид!!!
Виден был Мангуп, купола Крымской обсерватории и даже море, узкой полоской вытянутое вдоль горизонта. К сторожевому камню вплотную я побоялся подойти. Дело в том, что если я подхожу близко к краю обрыва (даже на полметра), меня со страшной силой начинает затягивать вниз, в пропасть. Так и хочется расправить крылья (ой, то есть руки), и кинуться вниз. Миша сказал, что испытывает те же чувства,  хотя он вырос в горах и исходил их вдоль и поперек.
Спускаться с горы было уже легче. Повторюсь, мы возвращались по пологой и легкой тропе. Меня переполняло чувство восторга и радости. Я ни капельки не устал, а наоборот чувствовал себя очень бодро. А вот ноги мои предательски подворачивались. Им больше понравилось карабкаться на гору, чем спускаться или (о, ужас!) топать по прямой дороге.  Уже спустившись в долину, проходили мимо алычового сада. Дети, словно саранча, накинулись на спелые фрукты и пока не наелись до отвала, не оторвались от дерева. А потом еще и в майку нарвали и ели по дороге.
      После похода на гору нам захотелось  немного освежиться. Мы попросили проводника вывести нас к реке. Миша привел к реке Кача, в то место, где она относительно широкая и образует небольшую ванну, удобную для купания. Поблизости находился родник. Но к нему можно было добраться только по воде. Я разулся, взял бутылку и отправился за водой. Вскоре я увидел родник. А вокруг него туристы разбросали много мусора. Я долго возмущался такому человеческому безобразию и равнодушию. Эдак скоро и живого места в лесу не останется, будет один сплошной мусор. Но возмущайся - не возмущайся, толку от этого никакого. Я набрал воды. Она оказалась очень прохладной и вкусной. Утолив жажду, я пошел назад. Дети и брат уже плескались в воде. Не долго думая, я скинул одежду и присоединился к ним. О, какое блаженство после долгого и пыльного пути окунуться в прохладную воду. Такого я давненько не испытывал. А дети вообще заявили, что не вылезут отсюда до вечера. Пришлось их долго уговаривать, прежде чем они согласились выйти из воды. Итак, вдоволь накупавшись, мы отправились домой, т.е. в свой лагерь.

Проселочной дорогой, мимо заброшенного персикового сада, шли до Машино, затем вышли на трассу. Сели передохнуть под раскидистым орехом. Брата послали искать магазин, чтобы купить воды. Подкрепившись остатками лаваша и минералкой (родниковую воду выпили еще у речки), двинулись дальше уже по хорошей асфальтовой дороге. Маршруток по пути нам не встретилось, так что до Баштановки топали на своих двоих. Ко всему в придачу, оглянувшись назад, увидели огромную черную тучу, которая быстро приближалась к нам. Уже было видно, как сверкают молнии и гремит гром. Мы поднажали. Никому не хотелось сейчас мокнуть под дождем. Вот уже видна Баштановка. Успеть бы до дождя! Но, по неизвестным нам причинам, грозовая
туча свернула в сторону, и из нее не пролилось ни капельки.
     Наконец-то мы пришли. Уставшие, но счастливые, мы принялись готовить ужин. Дети сразу же побежали навестить собак и кошек. Все-таки не перестаю им удивляться. Всю обратную дорогу ныли, что устали, а как только вернулись в лагерь, они, даже не присев, помчались во двор и стали играть с собаками в догонялки.
     Так закончилось наше путешествие в горы. В Баштановке мы пробыли всего 4 дня. Но эти дни были наполнены самыми яркими, самыми незабываемыми впечатлениями. Мы получили заряд бодрости на весь оставшийся год. Как хотелось бы еще вернуться сюда, но уже осенью, когда лес покроется багряной и желтой листвой, и когда созреет кизил.
     Прощайте горы! Мы увезем в памяти ваш величественный облик, оставив вам взамен частичку своей души.
     Завтра мы уезжаем на южный берег Крыма.

Предисловие/ Оленевка/ Бахчисарай/ Баштановка/ Севастополь/ Тепе-Кермен/ Алупка/ Судак/ Коктебель/ Заключение