Глава шестая. Алупка
     На южном берегу Крыма решили не останавливаться. Во-первых, говорят, что там палатки негде раскинуть, все побережье выкуплено и застроено. Во-вторых, мы немного ограничены финансово, что не позволяет нам снять приличное жилье. А в-третьих, в Коктебель должны со дня на день приехать отдыхать наши друзья, с которыми очень хотелось бы увидеться. Поэтому было решено, что южный берег будем наблюдать только из окна автомобиля, а едем на восток, и наш конечный пункт - это Коктебель.
     Мне опять дали в руки карту. Но особо вникать в маршрут не хотелось. Да и настроение с утра не заладилось. К тому же погода что-то испортилась: было пасмурно и очень холодно, временами дул сильный

ветер. Так как встали мы очень рано, я решил немного подремать в пути. И приснился мне сон, как будто я лежу на теплом песочке, греюсь на солнышке. Рядом шумит море, перекатываются волны. И так мне стало тепло и уютно…
Проснувшись, я увидел небо, затянутое тучами, и настроение мое испортилось окончательно.
     Мы ехали по севастопольской трассе в сторону Ялты. Дорога относительно прямая, без серпантина. Доехали до перевала, вышли покурить, полюбовались открывшимся нам видом на море и поехали дальше. Проехали через небольшой тоннель. К слову, несколько раз фотографировали из окна автомобиля, и получился один очень интересный снимок - свет в конце тоннеля. Прямо как привет с того света.  Дальше дорога начала извиваться по склону горы. Я начал поглядывать с интересом в окно. Красиво, ничего не скажешь. С одной стороны горы, а с другой море, сливающееся с горизонтом и затянутое, как вуалью,  серой дымкой. Перед нами мелькали указатели городков и поселков. Я подумал: "Как же так, неужели же мы вот так просто и проедем все это? Не подышим мягким влажным воздухом южного побережья?" Надо что-то делать. Я изо всех сил запротестовал. Сказал, что не буду до конца поездки ни с кем разговаривать, если мы не заедем хотя бы в Алупку. Брат мне уступил, и мы поехали в Воронцовский дворец.
     Когда я был еще маленьким (учился то ли в пятом, то ли в шестом классе, не помню), ездил с родителями отдыхать в Ялту. Были мы и во дворце, гуляли по парку. После той поездки остались только обрывочные воспоминания.
Сейчас же мне опять захотелось посетить этот удивительный памятник искусства, полюбоваться красотой ландшафтного парка.

Опять немного истории. Дворец строился как летняя резиденция генерал-губернатора Новороссийского края, графа  М. С. Воронцова. Это  уникальный памятник архитектуры первой половины XIX в. В нем органично сочетаются стили различны эпох и культур. С одной стороны - это средневековый замок с узкими улочками, глухими зубчатыми стенами, с окнами- бойницами. Пройдя сквозь ворота, вы оказываетесь в парадном дворике. Здесь уже господствует готический стиль с его легкими, устремленными ввысь башнями - настоящий дворец английских аристократов. Отсюда открывается вид на величественную гору Ай-Петри. Южный фасад дворца обращен к морю и выполнен в восточном стиле. Весь дворец гармонично сливается с окружающей его природой, что делает его уникальным и неповторимым.
     Припарковав машину в безопасном месте, мы отправились во дворец. Первое, что мы увидели - это огромная очередь в кассу. Потратив два часа драгоценного времени, мы наконец-то приобрели билеты в музей. Но и там нас ждала маленькая неприятность. Экскурсионная группа была огромной (ну, наверное, не меньше 50 человек). Ходить такой толпой по залам и слушать экскурсию не совсем интересно. Но ничего не поделаешь, отступать некуда.
     Основная экспозиция дворца расположена в парадных залах первого этажа центрального и столового корпусов. Для просмотра представлены 8 парадных комнат: голубая гостиная,  торжественная столовая, китайский кабинет, парадный кабинет, вестибюль, артистическая и ситцевая комнаты, бильярдная, а также зимний сад. Художественная коллекция музея - это живопись русских и западноевропейских мастеров XVI - XIX вв., мебель, изделия из фарфора, бронзы, малахита, хрусталя и другие предметы прикладного искусства (часы, канделябры, декоративные вазы), беломраморные скульптуры - копии с античных образцов и оригинальные работы французских, итальянских, английских мастеров. Сохранилась также библиотека, насчитывающая около 6 тыс. книг русских и зарубежных изданий.
     Пройдя с экскурсией по музею, отправились в парк. На нас сразу же нахлынул  пьянящий аромат тропических деревьев. Как приятно было постоять немного под магнолией, вдохнуть ее сладкий запах, затем послушать журчание ручья. Побродить по тенистой аллее и присев возле пруда, понаблюдать за грациозными лебедями. А затем, спустившись к южному фасаду, полюбоваться морем.

Хочу кратко рассказать о самом парке, представляющем собой (как выразились бы современники) шедевр ландшафтного дизайна. Он разбит так умело, что все эти нагромождения каменных глыб, горные источники, растительность, кажутся частью дикой природы, а не творением рук человеческих.
     Парк разделяется на Верхний и Нижний. Верхний парк  - тенистый и прохладный. Каменные глыбы, покрытые мхом или увитые плющом, нагромождены в  хаотическом порядке. Родники и водопады, темные гроты - все это напоминает суровую Шотландию.  Двигаясь дальше по аллеям, наблюдаем уже совсем другую картину. Зеркальное и лебединое озера, поляны с огромными диковинными деревьями,
привезенными с разных концов света. Вообще в парке насчитывается более двухсот разновидностей древесно-кустарниковых растений. Самое интересное то, что когда немецкий садовник Карл Кебах закладывал этот парк, он прекрасно понимал, что при своей жизни не увидит всего того, что задумывал. Только спустя два столетия люди смогут налюбоваться всей красотой и величием его творения.
     Нижний парк разбит в стиле итальянских садов эпохи Возрождения. "Фонтан слез", фонтан "Раковина", источники "Кошкин глаз", "Чайный домик", скала И. К. Айвазовского - все это настраивает на томный и романтический лад.  И, конечно же, "Львиная терраса", устроенная перед фасадом, от которой маршами спускается монументальная лестница с тремя парами львов -  спящих, пробуждающихся и бодрствующих - из белого каррарского мрамора.
     По парку можно бродить бесконечно долго. Но всему свое время, и нам снова нужно отправляться в путь.
     Мы едем в Судак.

Предисловие/ Оленевка/ Бахчисарай/ Баштановка/ Севастополь/ Тепе-Кермен/ Алупка/ Судак/ Коктебель/ Заключение