Глава третья. Баштановка

Баштановка находится недалеко от Бахчисарая (через нее ходят загородные маршрутки). Ее легко найти на карте или же можно спросить на выезде из города, вам обязательно покажут в какую сторону ехать.
     По дороге несколько раз останавливаемся, чтобы запечатлеть на снимки красотищу.
Баштановка расположена не вдоль трассы. Так что будьте внимательны, не пропустите указатель поворота. Проехав по мостику через речку Кача, въезжаем в село. Ехали по прямой каменистой дороге наверх аж в самый конец села, пока не увидели деревянный домик. Это и есть усадьба Светланы и ее мужа.
    Нас громким лаем встретили две собаки (как позже выяснилось, их зовут Полкан и Мотя). Сразу же
вышла Светлана. Мы поприветствовали друг друга, познакомились. А заодно познакомились и с остальными обитателями усадьбы - кошками Сарой,Соней, Лизой и котом Симбой. Самой приветливой оказалась белая кошечка Сара. Она постоянно крутилась возле нас и ласково мурлыкала, просила, чтобы ее взяли на руки.
     Светлана показала нам свое хозяйство - просторный двор, чайхану, круглый бассейн с двумя карасями, огромную палатку-столовую.
     Главной достопримечательностью является музей. В нем собраны экспонаты, отображающие быт и культуру местного населения: посуда, орудия труда, вышитые салфетки, картины. Все это собиралось по крупицам несколько лет.
Светлана рассказала, что она принимает туристов в Баштановке второй год. До этого они с мужем жили и работали в Соколином (тоже занимались туристическим бизнесом). К ней можно приезжать как со своими палатками, так и без них. Всем необходимым она обеспечит (предоставит палатки, спальники, одеяла). Если вы не любитель палаточного отдыха, она может договориться с кем-нибудь из местных, чтобы дали вам ночлег в доме. Если сами не хотите готовить себе еду, то можете тоже заказать у нее - готовит очень вкусно. Особенно мне понравились чебуреки, и домашнее вино -  просто замечательное.  Туристы приезжают к ним все лето и в сентябре-октябре. Иногда они принимают группы до 100 человек.
     Но, повторюсь, нам повезло. Мы были одни, без посторонних.
     Мы разбили палатки и умостились отдыхать.
    Хочу предупредить, что в горах намного холоднее, чем в степи. Даже если днем стоит жара, то вечером без теплого свитера не обойтись. Это хорошо, что мы взяли с собой по два одеяла.  Поэтому запасайтесь теплыми вещами!

Ночью спали неважно, все время ворочались и прислушивались к разным звукам. Моросил дождик, хотя вечером небо было чистое. Пробегали какие-то местные дворняги. Как оказалось, они поворовали нашу колбасу и пряники, которые мы, недотепы, по неосмотрительности оставили в пакетах возле палатки (за день устали и поленились все убрать). А еще уволокли мой кожаный сандаль. Искали его потом всей семьей. Будет нам теперь наука - не ленись, убирай все тщательно.
    Утро. Сегодняшний день мы решили посвятить ничегонеделанию, то есть просто отдыху. Гуляли по окрестностям, любовались природой. Забрели в алычовый сад и наелись  фруктов до отвала. Да, чуть не забыл. Рядом с селом стоит вышка Киев Стар, так что с мобильной связью все в порядке.

Еще вечером нам рассказали, что недалеко находится небольшое горное озеро. И, нагулявшись, мы взяли удочки, полбуханки хлеба и отправились на рыбалку.
      Вокруг озера уже сидело несколько рыбаков. Мы нашли себе тихое местечко, закинули удочки и стали ждать. Поймал я всего-навсего три карася. Но важен не улов, а сам процесс! Потом мы искупались. Озеро не глубокое, но вода в нем чистая и прозрачная. И такая приятная! А еще узнали, что в этом озере есть  минеральные источники. Так что оно еще и полезное. После купания мы не спеша обошли вокруг озера, изучили окрестности и вернулись в свой лагерь. Пойманную рыбу выпустили Светлане в бассейн, ребятишкам на радость. Они потом весь вечер крутились вокруг бассейна, кормили рыб, играли.
     За ужином Светлана сказала, что местные ребята могут нас провести в горы. Тут же позвонила по телефону и сообщила, что завтра с проводником мы сможем подняться на гору Качи-Кальон. Проводнику нужно будет заплатить 50 грн.
     Идем завтра в горы!
    Договорились встретиться в 10 утра возле сельского магазинчика.  Взяв с собой запас воды и булочек, отправились в путь. Проводника звали Олег. Он жил в соседнем селе Машино (в трех километрах от Баштановки). Пока мы шли к подножию горы, Олег нам рассказывал про местные достопримечательности.
Качи-Кальон переводится как "Крестовый корабль". И правда, с дороги  скала похожа на гигантский корабль. В верхней части "носа корабля" видно изображение огромного креста. По крутому склону горы разбросаны отколовшиеся от массива глыбы известняка, некоторые - величиной с двухэтажный дом. В обрывах Качи-Кальона пять естественных гротов с искусственными пещерами, расположенными в несколько ярусов и соединявшихся между собой лестницами и переходами.
     В Х - XII вв. здесь находился  христианский монастырь.

Монахи прорубали в камне пещеры для жилья, делали часовни, в которых могло находиться 10-12 человек. Мимо одной такой часовни мы проходили. Она называется Церковь Святой Софии.
      Монахи, жившие в этом пещерном городе, занимались виноделием. Они выращивали виноград, а потом давили его в специально прорубленных в камне ваннах. По узким желобам вино стекало в хранилища, и там уже продолжался последующий процесс.
    Вообще, примечательно, что в этой части Крыма находится множество таких вот пещерных городов, созданных в разные эпохи разными народами.
     Мы поднимались по узенькой тропинке. Она вилась по самому краю обрыва. Чуть поскользнется нога - и покатишься вниз. Но проводник нас уверил, что все будет в порядке. По этой тропинке даже
старушки ходят - и ничего. А ходят старушки к источнику св. Анастасии.
     В 1850 году в Качи-Кальоне был создан скит святой Анастасии. Источник в гроте стал местом паломничества, потому, что его считали целебным. Старая церковь была восстановлена, возобновилось богослужение, а у дороги построена новая, тоже названная именем святой Анастасии.
    На самом деле к источнику подниматься было легко. Тропинка достаточно пологая. Я чувствовал себя замечательно. Мне было легко и приятно, как будто я всю жизнь лазил по горам. Я ощущал, что из меня фонтаном бьет застоявшаяся (от моей сидячей малоподвижной работы) энергия. Нипочем мне преграды! Я все преодолею! Я поднимался все выше и выше, не забывая, конечно, помогать сыну, который уже начал подуставать, но все равно старался держаться молодцом.
Дети, скажу я вам, такие хитрецы. Немного прошли и уже пищат, что устали. Останавливаемся передохнуть. Они посидели минуточку - и давай лезть на  камни, прыгать и скакать, как будто не было только что никакой усталости.
     Еще отмечу, что лучше заплатить больше денег и нанять личного проводника, чем подниматься с экскурсионной группой. Проводник не спешит и не гонит, и вы не бежите за ним с высунутым от усталости языком, а сами выбираете удобный для себя темп. Не надо никого ждать или догонять. В любой момент можно сделать передышку или перекур, спокойно посидеть, попить воды, пообщаться, пофотографировать.
     Возвращаюсь к повествованию.
     Поднялись мы к источнику, спустились назад и повернули в другую сторону, к мужскому монастырю. Дорога шла через лес, уже не нужно было лезть на гору. Шли тихо, спокойно, дышали свежим лесным воздухом. Остановились еще возле одного родника, напились холодной вкусной воды.

Монастырь оказался совсем небольшим, но очень милым и уютным. Еще немного недостроенным. Мы постучали в ворота. Навстречу нам вышел монах и проводил к часовне.
     Таким было путешествие на Качи-Кальон. Возвращаясь, шли домой по ровному шоссе. Ноги, привыкшие к подъемам и спускам, по ровной дороге шли как-то тяжеловато и неуверенно.
     В следующий раз нам предстояло подняться на гору Тепе-Кермен. Но об этом напишу в следующей главе.
     А завтра мы едем в Севастополь.

P.S. Телефон Светланы из Баштановки:
        8-050-252-10-34
Предисловие/ Оленевка/ Бахчисарай/ Баштановка/ Севастополь/ Тепе-Кермен/ Алупка/ Судак/ Коктебель/ Заключение