Глава седьмая. Судак
     Итак, продолжаем путешествие. После прогулки по Воронцовскому дворцу едем в сторону Судака. На часах уже около трех. Сначала едем по Симферопольской трассе, затем поворачиваем на дорогу, ведущую на Феодосию. Вот тут-то я на себе испытал что такое горная дорога. Она вилась серпантином по склонам гор, иногда приближаясь к побережью, к небольшим курортным поселкам, затем вновь уходила в горы и снова петляла.  Повороты были настолько крутыми, что я даже испугался. Я вжался в кресло автомобиля и с ужасом смотрел на все эти крутые виражи. Да, дорога не для слабонервных. В придачу пошел такой сильный ливень, что дворники еле-еле справлялись. Но к счастью дождь быстро закончился и снова засияло солнышко.
     Забыл сказать несколько слов о природе. Здешние горы сильно отличаются от тех, которые мы видели в районе Бахчисарая. Во-первых, они относительно невысокие, более пологие и скорее похожи на холмы, чем на настоящие горы; нет таких высоких скал и крутых обрывов. Во-вторых,  растительности мало, в основном горы голые. В-третьих, преобладают лиственные породы (опять же, в отличие от бахчисарайских, где растут преимущественно  хвойные деревья). Мне здесь не очень-то понравилось.
     Лагерь мы раскинули на побережье, недалеко от какого-то поселка. Нашли специально оборудованный палаточный городок. Здесь были уже более цивилизованные условия для проживания, чем в Оленевке. Был туалет, огромная бочка с питьевой водой, мусорные контейнеры, ларечки со всякой снедью. По пляжу частенько проходили женщины, предлагающие пирожки. Плата за одну палатку - 15 грн. Прибрежная полоса здесь состоит из крупной темной гальки, чуть подальше галька, перетертая временем в песок. Он темно-серого цвета, и издалека кажется, что это грязь. Море относительно чистое, хотя к вечеру прибило к берегу медуз. Детвора купалось неохотно. Кому понравится, что вокруг тебя плавает этот противный медузный кисель.
     Мы решили здесь только переночевать, а когда выспимся, поедем через Судак в Коктебель.
    Утром следующего дня я проснулся очень рано, едва только рассвело. Я взял с собой коврик и отправился к морю. Кроме меня на берегу больше никого не было. Палаточный городок еще спал. Вода в море была чистая и прозрачная. Никаких медуз и в помине не было. Я окунулся. Вода приятно освежала мое тело. Я с удовольствием поплавал и понырял, потом посидел на прибрежной гальке, послушал шум волн, подышал свежим морским воздухом. Нашел несколько камушков причудливой расцветки - пусть
будут они напоминать мне долгими зимними вечерами о море. Интересно было наблюдать, как потихоньку просыпался и оживал палаточный городок. Кто спешил насладиться ласковыми лучами утреннего солнца, кто хотел почувствовать морскую прохладу, а кто-то разжигал свои плитки и готовил завтрак. Вот уже и детвора проснулась и прибежала ко мне купаться. Так начался новый день. Мы плотно позавтракали, собрали вещи и отправились в путь.
     В Судак приехали быстро и сразу же направились к Генуэзской крепости. Сегодня было очень жарко, поэтому мы, купив две бутылки холодной воды, отправились на экскурсию.
      Историческая справка. Генуэзская крепость - памятник средневековой архитектуры мирового значения.
Она строилась с 1371 по 1469 год по проекту генуэзских фортификаторов. Стены с зубцами наверху, которые мы видим сейчас, - это реставрация 1960-х годов (в 1927г. было большое землетрясение, и часть стен рухнула). Площадь крепости - занимает почти 30 гектаров. Гора, на которой расположена крепость, поднимается на 150 м над уровнем моря. Южная часть ее круто обрывается к морю, неприступна крепость и с востока.
     Крепость имеет два яруса обороны. Нижний ярус  - это массивная стена высотой 6-8 метров и толщиной 1,5 - 2 метра, укрепленная четырнадцатью боевыми башнями и комплексом Главных ворот. Верхний ярус состоит из Консульского замка и башен, соединенных стеной, а также Дозорной (Девичьей) башни на самой вершине. Большинство башен имеют только три стены.  В башни вделаны плиты, на которых указывалась дата сооружения и имя консула, во время правления которого она была построена (все подписи на плитах сделаны на средневековой латыни).  Особое внимание привлекают Главные ворота -  массивные, обитые железом, они не открывались, а поднимались. Ворота прикрывались двумя трехэтажными превратными башнями, которые соединены между собой стеной со стрельчатым проемом. Между оборонительными ярусами располагались улицы и мирные городские строения, от которых остались лишь руины.
     На территории крепости сохранился древний храм. Сначала здесь была мечеть, построенная турками-сельджуками. Затем она была перестроена в православный храм, а после этого генуэзцами - в католический храм. После взятия Судака турками она снова превратилась в мечеть. После присоединения Крыма к России здесь была православная военная церковь, немецкая кирха, армяно-католический храм.
     Ежегодно в крепости проходит рыцарский турнир, который обычно длится неделю. На этом турнире надевают средневековые наряды, бьются на мечах, стреляют из пушки.
      Мы бродили по крепости часа три. Рассматривали башни, читали таблички с историческими данными. Конечно, крепость поражает своим величием. Глядя на эти огромные башни, ощущаешь себя средневековым рыцарем.  Кстати, можно не только ощутить
мысленно, но и вполне материально. Для этого нужно заплатить небольшую сумму; на вас наденут рыцарские доспехи, дадут в руки щит и меч и сфотографируют на память. Можете запечатлеть себя в наряде средневекового вельможи, а можно и в образе консула в замке на троне.  Еще одна достопримечательность попалась нам на пути. Под деревом стояли два совершенно черных человека, на которых из одежды были только юбочки из ярких лент. Они стояли неподвижно, и я издалека принял их за манекены. Увидев нас, они зашевелились (чем сильно меня напугали) и стали предлагать фотографироваться. Мы, конечно же, отказались от этого мероприятия и пошли дальше. Отойдя на приличное расстояние, я все-таки не удержался и заснял этих экзотических ребят.
Позже, уже в Коктебеле, мы их встретили, прогуливаясь по набережной. Они развлекали народ игрой на барабанах и пением  африканских песен.
     Со смотровой площадки мы любовались видом Судака. Оттуда же была видна наружная часть крепостной стены, на которой сохранились следы от ядер и стрел. На дозорную башню подниматься не рискнули - очень уж крутая тропинка, а мы к этому времени уже порядком подустали, да и жара в этот день стояла приличная. Вместо этого мы пошли по пологой тропинке и вышли к западной части стены. Передохнув немного в тени дерева, мы направились к Главным воротам.
     Так закончилась наша экскурсия в Генуэзскую крепость. Немного перекусив в недорогом кафе, мы снова отправились в путь. В Коктебель.

Предисловие/ Оленевка/ Бахчисарай/ Баштановка/ Севастополь/ Тепе-Кермен/ Алупка/ Судак/ Коктебель/ Заключение